Масложир Украины  НОВОСТИ  
2009-06-11Охота на известные товарные знаки
Охота на известные товарные знаки

Охота на известные товарные знаки

За известными товарными знаками достаточно внимательно наблюдают. Схемы при этом применяют различные. Конкретный выбор зависит от того, отечественный это знак или зарубежный, а также используется он в Украине или нет. О том, как защитить такие нематериальные активы, рассказывает Михаил Дубинский, управляющий партнер агентства Дубинский и Ошарова.

Можно ли говорить, например, о нацеленности такого бизнеса на известные западные компании?

Естественно. Происходит это приблизительно так. Например, в прессе анонсируется: "В скором времени в Украине откроется первый отель всемирно известной сети "X". Заинтересованные лица оперативно проводят информационный поиск (эта услуга предоставляется всем желающим на платной основе) и проверяют, зарегистрирован ли товарный знак "Х" в Украине. Если нет, то они регистрируют его на себя, чтобы впоследствии уступить за вознаграждение. Вторая схема основана на том, что, согласно украинскому законодательству, зарегистрированный товарный знак должен добросовестно использоваться. В случае если он не используется три года и более, то любое лицо может обратиться в суд с иском о досрочном прекращении его действия. В Украине есть достаточно большое количество знаков, которые были зарегистрированы, но эти компании еще не начали свою деятельность. Поэтому заинтересованные лица пытаются прекратить действие таких знаков. Подобный бизнес в Украине, может, и не такой выгодный, как торговля газом или нефтью, зато он не требует никаких материальных затрат. Действия людей, занимающихся подобной деятельностью, нельзя назвать незаконными, просто они пользуются неосмотрительностью западных компаний, отдельные из которых продолжают считать Украину страной третьего мира, и определенными недостатками в украинском законодательстве.

Какие недостатки вы имеете в виду?

Я уже много лет выступаю за введение запрета на регистрацию товарных знаков на физических лиц, поскольку считаю, что товарный знак - это элемент бизнеса, а законно заниматься бизнесом в нашей стране могут лишь юридические лица и физические лица-предприниматели. По своему опыту знаю, что из всех физических лиц, зарегистрировавших на свое имя товарные знаки, примерно 20% делают это в угоду собственному самолюбию, а остальные - для реализации вышеупомянутой схемы. Кроме того, введение такого запрета упростит судебные процедуры. Мои оппоненты считают, что принятие данной нормы ограничит конституционные права и свободы украинских граждан, но, к примеру, в России такое ограничение есть.

В чем вы видите упрощение судебных процедур?

Это связано с подведомственностью рассмотрения споров. По действующим процессуальным нормам, если все участники спора - юридические лица либо предприниматели, то спор рассматривается хозяйственным судом, а если одна из сторон - физическое лицо, то должен рассматриваться судом общей юрисдикции. На практике это приводит к тому, что если компания обращается с иском о признании недействительным свидетельства на товарный знак на имя физического лица в районный суд, то часто это лицо быстро передает знак какой-нибудь компании (как правило, аффилированной с ним же), и затем подается ходатайство о прекращении производства по делу, так как оно не может быть рассмотрено в рамках гражданского процесса, а должно рассматриваться в системе хозяйственных судов. Бывают и обратные ситуации, когда юридическое лицо-ответчик быстро "перебрасывает" оспариваемый знак на кого-то из своих сотрудников, требуя прекращения хозяйственного процесса и передачи дела в другой суд. Все это, конечно же, не способствует быстрому рассмотрению споров.

Если судебные споры длятся долго, это приводит к каким-либо ограничениям в хозяйственной деятельности компаний?

До принятия решения судом и вступления его в законную силу хозяйственная деятельность компании не может быть ограничена. Однако суд может применять меры по обеспечению иска, которые хотя и не должны, но на практике могут затруднять хозяйственную деятельность предприятий. Например, в ситуации с Днепропетровским маслоэкстракционным заводом суд в качестве меры по обеспечению иска обязал завод "запретить использовать рекламу в виде шести букв "ОЛЕЙНА", которая размещена на его строении, путем отключения рекламного средства от электросети и покрытия его любыми материалами, которые смогут это сделать таким образом, чтобы указанный знак не был доступен для осмотра с любой стороны". Эта мера по запрету использования вывески на заводе имела скорее моральный характер воздействия. Но в большинстве других споров, что особенно характерно для производства алкогольных напитков, в качестве обеспечения истцы просят принять более жесткие меры, например, запретить заводу выпускать продукцию, а оптовым продавцам реализовывать ее. Такие действия наносят серьезный ущерб финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это своего рода рейдерские атаки с использованием предметов интеллектуальной собственности.

Как обезопасить себя еще до начала судебных разбирательств?

Единого рецепта нет. Но главное, что я посоветовал бы компаниям: если они используют какие-либо незарегистрированные товарные знаки - зарегистрировать их. Прежде чем размещать в прессе информацию о намерении компании выйти на украинский рынок, PR-отделы должны узнавать у юристов, защищены ли права этой компании на украинском рынке. Право собственности резервируется с момента подачи заявки независимо от того, сколько времени будет идти экспертиза. Есть понятие приоритета, и он устанавливается по дате подачи заявки. Если подразделения международной компании действуют согласованно, то анонс в прессу новой страны никогда не попадет раньше, чем юристы подадут соответствующую заявку о регистрации товарного знака. Кроме того, даже в крупных компаниях могут забыть, что они зарегистрировали тот или иной знак в другой стране. И чтобы не стать жертвой атак, основанных на неиспользовании знака, не стоит оставлять объекты интеллектуальной собственности без присмотра. К примеру, Coca-Cola (как и другие крупные компании) пользуется услугами специальной организации, отслеживающей во всех странах мира попытки зарегистрировать что-нибудь похожее на товарный знак "Coca-Cola". Как только кто-нибудь пытается осуществить такую регистрацию, компании это станет известно, и она, не дожидаясь, пока претенденты получат охранные документы, начинает вести с ними юридическую борьбу. Кроме того, существует такой механизм, как признание знака общеизвестным. Это специальный правовой статус, который можно получить либо через суд, либо через апелляционную палату государственного департамента интеллектуальной собственности. Общеизвестный товарный знак имеет более широкую защиту и обладает дополнительной стоимостью. Наш клиент, производящий минеральную воду "Моршинская", прошел эту процедуру, и апелляционная палата признала этот знак общеизвестным в Украине. Такой статус дает право владельцу бороться с попытками использования данного товарного знака или схожих с ним для производства не только минеральных вод, но и других товаров. Для того чтобы знак был признан общеизвестным, он должен соответствовать определенным критериям, которые изложены в Законе Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг". По каждому из установленных законом критериев нужно скрупулезно подбирать и готовить доказательства, что напрямую влияет на стоимость услуги. Чем известнее марка, тем проще и дешевле установить ее общеизвестность. Если говорить о денежном эквиваленте, то стоимость установления известности знака исчисляется, как правило, несколькими тысячами долларов и состоит из оплаты услуг юристов и официального сбора за обращение в Апелляционную палату.

Есть прецеденты споров применительно к интернет-ресурсам?

Несомненно, есть. В законодательстве прописаны отдельные понятия - "товарный знак" и "доменное имя". Закон говорит, что нельзя использовать чужой товарный знак в своем доменном имени. Но попытки все равно есть. Мы участвовали в подобном споре, представляя интересы Toyota, которая является владельцем товарного знака Lexus. Некая компания в Днепропетровске, занимающаяся продажей автомобилей Lexus, зарегистрировала доменное имя lexus-ukraine.com. Мы предложили этой фирме отказаться от домена. Поскольку наше предложение было проигнорировано, обратились в специально уполномоченный орган при Всемирной организации интеллектуальной собственности в Швейцарии. Арбитры, которых назначили рассматривать данное дело, признали действия ответчика незаконными и обязали провайдера запретить использование этого домена.

Вы упомянули о том, что не отработан механизм компенсации в спорах о товарных знаках.

Наиболее типичная ситуация такова: владелец товарного знака, продукцию которого начинают подделывать, обращается в суд. Естественно, он хочет компенсировать нанесенный ему ущерб. Закон о товарных знаках предоставляет ему такую возможность, но проблема заключается в том, что оценить стоимость этого ущерба очень сложно. Несколько лет назад в законе об авторском праве появилась такая норма, как компенсация. Она определяет, что владелец нарушенного авторского права вместо ущерба может претендовать на компенсацию, которая определяется судом исходя из фактических обстоятельств дела и устанавливается в минимальных заработных платах. Но вот в промышленной собственности, к сожалению, такой нормы пока нет. Мария Карпенко.

Информация для принятия решений - Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины

Агентство Промышленных Новостей

Охота на известные товарные знаки
Охота на известные товарные знаки
На ту же тему:
Охота на известные товарные знаки

Комментарии и вопросы по поводу сайта просим направлять по адресу: support@ukrfood.com.ua
©2008-2019 Все права защищены. Ни одна часть сайта не может быть воспроизведена без предварительного разрешения
АГЕНТСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ НОВОСТЕЙ ®АПН.